...Слышишь ли шорох летящего времени?
Вечно его колесница в пути...
Сердца удары нам слышатся в небе,
Звезды во тьме колесницей раздавлены, -
Как не рыдать им у тьмы на груди?..
Рабиндранат Тагор. Последняя поэма
Вечно его колесница в пути...
Сердца удары нам слышатся в небе,
Звезды во тьме колесницей раздавлены, -
Как не рыдать им у тьмы на груди?..
Рабиндранат Тагор. Последняя поэма
Люди сражаются за то, чтобы быть вместе, а мы сражались за то, чтобы расстаться.
Кайназ
Кайназ
Важными для понимания этого фильма я считаю две вещи. читать дальшеВо-первых, это веб-сериал длиной в 8 серий, а значит, по умолчанию продукт куда более камерный и авторский, чем стандартная телепродукция (как бы хороша они ни была). А во-вторых, это еще одно звено в длинной цепи кинопроизведений, освещающих вражду Индии и Пакистана и непрекращающийся ад Кашмира.
Казалось бы, что нового можно рассказать о трагедии двух стран, разделенных искусственно созданной границей и умело подогреваемой ненавистью? Но Kaafir, уверенно ступая по следам такой культовой классики, как, например, Dil Se.., Veer-Zaara, Mission Kashmir, повествует абсолютно живо и реально о том, что стоит за общими фразами типа "вооруженный конфликт", "сепаратизм", "национальная безопасность", "спорная территория". О том, что именно способны они сделать с душой и жизнью отдельно взятого человека. О том, что одно сказанное в порыве горя жестокое слово может навсегда изменить чью-то судьбу. О выборе и предубеждении. О свободе и долге. И о любви, конечно же, о любви...
Индийский адвокат и журналист помогает заключенной пакистанке вернуться на родину. Такова тема, общая канва сюжета, но главное здесь - наполнение: история Кайназ, виновной только в том, что оказалась не в том месте и не в то время. Ода обычной женщине, такой же, как миллионы других на планете, несущей свой крест с мужеством, ей самой неизвестным, не осознаваемым, повседневным... о котором ей напомнит однажды он.
Высокий, представительный, рассудительный, окладистая борода, орлиный профиль, крупные руки, такая некая медвежья грация - а за спокойным внешне фасадом - давняя вина, незаживающая рана, одиночество, которое некому согреть. И ей, не видевшей за свою короткую жизнь хорошего отношения, и странно, и страшно, и так тепло рядом с этим чужим мужчиной. Он возвращает ей свободу - в полном смысле слова, свободу выбирать и сражаться, он задействует все свои ресурсы и связи, чтобы победить бюрократический произвол, он заботится о ее незаконнорожденной дочери так, как не заботился бы родной отец, он учит ее надежде - не словами, но личным примером - и ничего не просит взамен. Он молчит, но говорят глаза, он не требует, но отдает все, что имеет, он не твердит о любви, но как бережны его ладони!...
И все-таки они - всего лишь две хрупкие крошки в жерновах двух огромных машин, двух ополчившихся друг на друга государств, и ты не ждешь чуда и хэппи-энда, потому что его не будет. Ты, зритель, это знаешь, и знают они. А будет... белое золото солнца в зеркале горной реки, и бескрайнее кашмирское небо, и последнее стихотворение на прижатом к сердцу листке бумаги - как, говорите? "Ветер ли старое имя развеял? Нет мне дороги в мой брошенный край... Если увидеть пытаешься издали - не разглядишь меня... Друг мой, прощай!..." Да, примерно так там и было...
Фильм не задается вопросом, а почему это все происходит и кто виноват, потому что на эти вопросы нет ответа. Точнее, есть, и он по универсальности может поспорить с пресловутым "42" - люди. Людская натура, невероятная и безжалостная, ад и рай в каждом из нас создают ад и рай извне, наяву, для тех, кто рядом с нами, и нет этому конца. И ничему ведь история не учит.
Это были отличные восемь серий. Спасибо Дие и Мохиту.