Ну, вообще-то я не собиралась писать ревью на этот фильм. Да и просмотр случился как-то неожиданно. Но обозревать придется, и в том числе в сравнении с Kill Dil, куда без него. Оба фильма вышли в 2014-том: Gunday - раньше и стал хитом, Kill Dil провалился. Теперь понимаю, почему, и все же за державу обидно...
Итак, что я имею сказать, ребятки.
Нереалистичность, оказывается, тоже разная бывает: оба фильма в чем-то пугающе реальны, а в чем-то по-киношному сказочны. И все же атмосфера Kill Dil намного более ламповая; несмотря на большую эмоциональную тонкость, он гораздо легче и ироничнее. В Gunday я напряглась уже минуте на пятой, когда одного из главных героев (подростка) на полном серьезе собирался изнасиловать полицейский я, знаете ли, пришла комедийный экшн смотреть, я на такое не подписывалась. Да и сама история двух беженцев из Бангладеша, которые никогда не чувствовали себя дома, никогда не могли найти своего места в мире, сколько бы вагонов угля не украли и сколько бы людей не перебили - то еще веселое зрелище.
Во-вторых, что я там говорила про Ранвира, который не умел играть в 2014-том? Я беру свои слова обратно. Всего-то понадобилось увидеть его в доминирующей роли я не про слэш, чтобы наконец наблюдать только за ним одним. Я все ждала, когда это случится и когда мне придется завести ему отдельный список с фильмами - так вот оно. На самом деле я просто уже, видимо, привыкла и прониклась его манерой, которая вначале меня никак не цепляла, но тут все было как надо. Особенно на фоне... но это будет уже в-третьих.
В-третьих, Арджун Капур - это вам не Али Зафар. Ну вот никак. В фильме полно сцен, в которых по лицу актера может (и должно) пробегать большое количество противоречивых эмоций, и вот с этим у Арджуна проблемы. У него нужный типаж, подходящая внешность, отличная химия с Ранвиром, он как надо присутствует в кадре, но эту роль он не вытягивает, увы. А персонаж шикарнейший, мечта просто, при должном умении это был бы огонь, а не Бала. Особенно мне было жаль сцену в конце первой серии, когда Бала возвращается в Калькутту - очень эмоционально нагруженный разговор между ним и Бикрамом, и прямо видно невооруженным глазом, как Ранвир играет (или пытается) лицом, и голосом, и телом, и играет в пустоту. Никакого актерского взаимодействия, акция-реакция, вот это всё... у Арджуна, как у того адмирала, на лице "вода и полторы эмоции". И так не раз на протяжении фильма. Печально.
В-четвертых, важно отметить, что хотя в обоих фильмах взаимоотношения главных героев - это Дружба До Гроба(тм), но акценты расставлены по-разному. В Gunday это главная и, пожалуй, единственная тема: с нее все начинается, ею продолжается, ее разрыв - основной конфликт фильма, ее восстановление - кульминация. Интересно, что Бала и Бикрам - это буквально "центральные" персонажи в том смысле, что вся вселенная фильма вращается вокруг них. Они взаимодействуют с окружающим миром, меняют его, настраивают под себя, определенным образом реагируют на внешние "раздражители": место действия (Калькутта), любовь (Нандита), угроза (многочисленные враги), противник (комиссар Сатьяджит Саркар) и т.д. В Kill Dil же дружба Дева и Туту - это аксиома, данность, на фоне которой разворачивается основной сюжет о выборе между добром и злом (даже само название Kill/Dil - это дословное "убить или любить" ). Но перед Балой и Бикрамом этот выбор даже и не стоял - с самого начала, с лагеря беженцев в Дакке, они всего лишь шли к успеху выживали как могли, и прекрасно знали, какую цену за это заплатили их души. Говоря словами Бикрама, "мы - как этот уголь. Сколько ни мой, сколько ни скреби, черноты не вычистить". Gunday как они есть. Они и уходят так, как жили - без сожалений, без оправданий, без надежды измениться; время ушло, возможности упущены, да и были ли они? Как сказал Бала: "Если б нам помогли тогда, когда нам нужна была помощь!..." Но миру не было никакого дела до двоих испуганных мальчишек на границе двух только что разделенных стран, и вот к чему все это привело.
Во-первых, грамотный сценарий. Под "грамотным сценарием" я имею в виду не то, сколько минут человек может бежать, болтать и улыбаться с дыркой от пули в груди, но общий настрой, канву сюжета, прописанные характеры, посыл и мораль. Эта самая мораль - как, что, почему и откуда - разжевана основательно, иногда даже чересчур, но я не ожидала бы иносказательности от большой, шумной, сделанной с замахом на блокбастер масалы. Это второй фильм Али Аббаса Зафара как режиссера и сценариста, и его фильмы, как правило, успешны в кассе, словно созданы для того, чтобы быть хитами (да и мне тоже нравится то, что он делает), в то время как Kill Dil - изначально куда более камерная история, этакий спагетти-вестерн с оттенком фарса и с чисто индийской ноткой драмы и размышлений на тему "тварь я дрожащая или право имею".
"Мы были как звезды. Упав на землю, мы обрели себя. Обрели радость, обрели цвет, обрели язык.
Мы стремились к небесам, но на каждом шагу встречали лишь ненависть, войны и преграды.
Но однажды мир непременно изменится. Взойдет новое солнце. И победа будет нашей, ведь мы - люди Бога.
Мы были, есть и будем вне закона."